В ряде стран, в том числе в России, были сделаны попытки создания картельных объединений, или синдикатов, для борьбы против проката фильмов. Однако вскоре выяснилось, что прокат фильмов не угрожает прибылям ни кинофабрикантов, ни крупных театровладельцев. Первые получили возможность поднять цены на продаваемые фильмы, вторые - добиться права показа лучших лент монопольно, «первым экраном». Собственно же для кинематографии система проката имела бесспорно положительное значение, так как она стимулировала повышение качества фильмов.
Благодаря введению проката документальных фильмов онлайн кинематограф из ярмарочного балаганного зрелища смог превратиться в развлечение более высокого класса, рассчитанное на значительно более широкую, чем раньше, аудиторию.
Это качественное изменение, скачок в развитии кинематографии, ставшей зрелищем для всех, очень точно зафиксировано А. Серафимовичем в статье «Машинное надвигается». А. Серафимович писал:
«...Загляните в зрительную залу. Вас поразит состав публики. Здесь все - студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты - в очках, с бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники - словом, все...